Образовательные стандарты
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 11 «Закона об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный стандарт начального общего (ФГОС НОО), основного общего (ФГОС ООО), среднего общего образования (ФГОС СОО) являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
С 2016 года введен в действие Федеральный государственный стандарт начального общего обучающихся с обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ).
Действующие Федеральные государственные образовательные стандарты:
В 2021 году Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые Федеральные государственные образовательные стандарты для начального общего образования и основного общего образования, которые вступят в силу с 1 сентября 2022 года.
Введение обновленных ФГОС начального и основного общего образования в МБОУ "Злынская СОШ" в 2022-2023 учебном году будет проводится в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
В 2023 году внесены изменения в региональный план-график («дорожную карту») по введению и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Орловской области, а так же в муниципальный план-график («дорожную карту») по введению и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в общеобразовательных учреждениях.
Введение обновленных ФГОС основного общего образования в 2023-2024 учебном году в МБОУ "Злынская СОШ" будет проводится в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Внесены изменения в приказ от 28.03.2023 №100-ОД «Об утверждении Плана-графика по введению ФГОС НОО, ООО», (Приказ от 26.05.2023г. №158-ОД "О внесении изменений в приказ от 28.03.2023 №100-ОД «Об утверждении План-графика по введению ФГОС НОО, ООО»") согласно которым установлены следующие сроки введения обновленных ФГОС в МБОУ "Злынская СОШ":
- ФГОС НОО в 1-4 классах - с 1 сентября 2022 года
- ФГОС ООО в 5 классах - с 1 сентября 2022 года
- ФГОС ООО в 6-7 классах - с 1 сентября 2023 года
- ФГОС ООО в 8-9 классах - с 1 сентября 2024 года
С целью информационно-методического сопровождения процесса введения ФГОС в МБОУ "Злынская СОШ" создана Рабочая группа по введению ФГОС (приказ от 08.11.2021 № 83-ОД «О создании Рабочей группы по введению ФГОС НОО, ООО»).
Разработан и реализуется План работы по введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов.
Учебный предмет "Второй иностранный язык" может быть включен в учебный план основного общего образования при соблюдении следующих условий: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий».
Программа обучения обеспечивает право на получение начального, основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка
из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования в порядке, установленном законодательством об образовании, и организацией. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию программ начального, основного общего образования осуществляются в соответствии с ФГОС.
из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования в порядке, установленном законодательством об образовании, и организацией. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию программ начального, основного общего образования осуществляются в соответствии с ФГОС.
Для организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Обновленные ФГОС обеспечивают:
-
вариативность содержания образовательных программ начального общего образования, возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
-
развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями,
-
расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов;
-
освоение обучающимися технологий командной работы на основе их личного вклада в решение общих задач, осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих
и командных возможностей.
В основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.
Для удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации.
Обновленные ФГОС предполагают реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательной организацией и согласуется с родителями обучающихся.